Добро пожаловать на сайт космонавтики
Плесецк.
Описание
Космодром “Плесецк” (1-й Государственный испытательный космодром) расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалеку от железнодорожной станции Плесецкая Северной железной дороги. Распологаясь на платообразной и слегка холмистой равнине, он занимает площадь 1762 квадратных километра, простираясь с севера на юг на 46 километров и с востока на запад на 82 километра с центром, имеющим географические координаты 63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы.
История космодрома начинается с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 января 1957 года, когда было принято решение о создании военного объекта с условным наименованием “Ангара” - первого соединения межконтинентальных баллистических ракет “Р-7”. В том же году началось строительство первых стартовых комплексов.
При
выборе местоположения объекта в первую очередь учитывались:
- досягаемость территории вероятного противника;
- возможность проведения и контроля испытательных пусков в район полигона на полуострове Камчатка;
- необходимость в особой скрытности и секретности;
- близость железнодорожного узла;
- наличие малонаселенных зон падения блоков первых ступеней ракет-носителей.
В декабре 1959 года было завершено строительство первой пусковой установки (площадка 41) и в январе 1960 года первая ракета “Р-7А” была поставлена на боевое дежурство.
Решение об использовании стартовых комплексов межконтинентальных баллистических ракет для запусков спутников было принято в 1963 году. К этому времени за короткий срок были построены, введены в эксплуатацию и поставлены на боевое дежурство 15 пусковых установок для четырех типов ракет: “Р-7А”, “Р-9А”, “Р-16” и “Р-16А”. Необходимость использования Плесецка как космодрома была продиктована необходимостью увеличения количества запуска космических объектов, в том числе военного назначения.
К июню 1964 года были завершены организационные мероприятия по преобразованию объекта “Ангара” в Научно-исследовательский испытательный полигон, в состав которого вошло 2-е управление по испытанию космических аппаратов и ракет-носителей.
Первый космический старт состоялся 17 марта 1966 года, когда был осуществлен запуск спутника “Космос-112”. С этого момента началась интенсивная эксплуатация космодрома. В 70-е - 80-е годы с него производилось до 40% всех мировых космических пусков. Всего по данным авторов с космодрома Плесецк по состоянию на 15.12.1998 было осуществлено 1501 пуск космических РН. Из этого количества 49 пусков были аварийными.
С увеличением количества и типов запускаемых в нашей стране искусственных спутников Земли продолжался процесс создания новых технических и стартовых комплексов. Эти комплексы предназначались для подготовки и запуска космических аппаратов при помощи ракет-носителей легкого класса. В 1967 году начались пуски РН “Космос-2” и “Космос-3”, а в 1977 года - “Циклон-3”.
В конце 80-х годов произошло объединение “космических” управлений полигона в Главный центр испытаний и применения космических средств, на базе которого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1994 года был создан 1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации.
Основу космодрома составляют девять пусковых установок:
-
стартовые комплексы РН семейства “Р-7” (площадки 41, 16, 43/3 и 43/4),
-
стартовые комплексы РН серии “Космос” (площадки 132/1, 132/2, 133),
-
стартовые комплексы РН серии “Циклон” (площадки 32/1, 32/2).
В 1991 года площадка 41 была законсервирована и использовалась как учебная. В 1998 году началась ее разборка.
В настоящее время ведется сооружение стартового комплекса РН серии “Зенит” (площадка 35). В будущем предполагается его развитие до универсального наземного комплекса для запусков помимо “Зенита” новых РН легкого и тяжелого класса, включая перспективные РН “Ангара”, “Нева”, “Енисей”.
Подготовка ракет-носителей и космических аппаратов осуществляется в семи монтажно-испытательных корпусах. В составе космодрома также крупнейший в Европе кислородно-азотный завод, аэродром “Плесецк”, две станции для заправки двигательных установок космических аппаратов, более 600 километров транспортных магистралей.
История создания
1957 год положил начало коренным изменениям в судьбах отдельных людей и, в конечном итоге, в судьбе всего Человечества. В этом году запуском Первого искусственного спутника Земли началась Космическая Эра. И в этом же году в Архангельской области, в 900 км от Москвы, началось строительство уникального Объекта, получивший условное наименование “Ангара”. Объект “Ангара” строился для первых межконтинентальных баллистических ракет Р-7, созданных в ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва. Но в Мировую историю эта ракета вошла как первое транспортное средство, с помощью которого Человечество вышло в Космос. И этой ракете обязан своему появлению самый северный в мире, единственный европейский и первый Российский космодром — космодром “Плесецк”.
В истории становления и развития космодрома можно выделить четыре периода. Первый период охватывает временной интервал с 1957 по 1964 годы, когда в северной тайге были построены и поставлены на боевое дежурство ракетные комплексы первого в нашей стране соединения межконтинентальных баллистических ракет (объект “Ангара”). Первоначально объект “Ангара” создавался как войсковое соединение ракетных полков, вооруженных МБР Р-7, разработка которой велась в ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва. В качестве альтернативы ракете Р-16 создается ракета Р-9, которая также ставится на боевое дежурство на объекте “Ангара”.
Первый эшелон со строителями прибыл на станцию Плесецкая в марте 1957 года и в апреле начались расчистка участка и земляные работы на строительной площадке будущей стартовой позиции, пусковой установке №1. Строителям пришлось вести работы в тяжелых условиях. Все нужно было строить заново: дороги, жилье, коммунальное хозяйство, культурно-бытовые объекты и т.п. Первое время строителям приходилось жить в палатках и землянках, да в пяти железнодорожных вагонах (дополнительные вагоны разместить было негде). В результате самоотверженного труда 11,5 тысяч строителей в тайге выросли технические и стартовые комплексы, проложены автомобильные и железные дороги, линии электропередач и город Мирный. Всего же за период с 1957 по 1963 годы на объекте “Ангара” было построено 9 стартовых комплексов включающих в себя 15 пусковых установок для четырех типов ракет: Р-7/Р-7А, Р-16, Р-16У и Р-9А.
Одновременно со строительством Объекта “Ангара” шло формирование и обучение подразделений ракетного соединения. 15 июля 1957 года командир соединения, гвардии полковник М.Григорьев подписал приказ №1 о вступлении в должность. Этот день стал днем рождения ракетного соединения, в последующем - ракетно-космического полигона, а затем и космодрома “Плесецк”. Основу испытательных частей космодрома составили боевые стартовые станции (так в то время назывались ракетные полки), специально сформированные в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов для объекта “Ангара”. Основным местом их формирования и обучения вновь формируемых боевых расчетов стартовых станций стал космодром “Байконур”. Это обучение шло параллельно с испытаниями ракеты Р-7, подготовкой и проведением запусков первых искусственных спутников Земли и первых межпланетных станций.
Неизвестно какая судьба постигла бы объект “Ангара”, если бы не два великих человека: С.П. Королёв и Г.Е. Алпаидзе. Впервые они встретились и познакомились на полигоне “Капустин Яр”, где проходили испытания первых баллистических ракет, и где генерал-майор Г.Алпаидзе был заместителем начальника полигона.
В то время, в начале 60-х, происходило расширение объемов практических задач, решаемых с помощью космической техники. Однако, с расположенных в глубине континента космодромов “Капустин Яр” и “Байконур” было невозможно проводить запуски спутников на все стратегически важные орбиты. Вот почему к началу 1962 года как в военных, так и в промышленных кругах нашей страны созрело и окончательно утвердилось мнение о необходимости создания нового научно-исследовательского полигона, предназначенного для испытаний и штатной эксплуатации космических комплексов, обеспечивающих выведение спутников на приполярные орбиты. Второй задачей нового ракетно-космического полигона должно было стать отработка новых твердотопливных ракетных комплексов по испытательным трассам большой протяженности. Кроме того, планировалось, что новый ракетно-космический полигон станет ответом на наметившееся лидерство США в освоении космического пространства: в начале 60-х годов в США активно работали три космодрома (из них два — крупных), строила собственный космодром Франция, а в нашей стране был только “Байконур”, да небольшой “Капустин Яр”.
Поэтому вполне естественным было появление мысли об использовании ракетных комплексов, несущих боевое дежурство ракетами Р-7А в районе поселка Плесецк, для осуществления космических программ. Тем более, что таких комплексов в архангельской тайге насчитывалось четыре, тогда как “Байконур” располагал только двумя “семёрочными” стартами.
Когда развернулись работы по созданию нового северного космодрома, ни одна встреча Г.Алпаидзе и С.Королёвым не проходила без всестороннего обсуждения вопросов использования плесецких ракетных комплексов. Как удобно будет запускать с севера пилотируемые космические корабли! Это и близость к Москве — за 16 часов можно с комфортом доехать на поезде до места назначения. Это, по сравнению с “Байконуром”, более благоприятный климат, дышащие здоровьем хвойные леса, обилие рек и озер. Да и энергетические затраты на выведение пилотируемых кораблей такие же, как и на “Байконуре” — баллистические условия для их запуска абсолютно одинаковые.
Идея использования объекта “Ангара” в космических целях, получила полное одобрение и поддержку как командования Вооруженных сил, так и Министра оборонной промышленности, и после проведения рекогносцировочных работ было дано положительное заключение о возможности размещения испытательной базы ракетно-космического полигона на боевом объекте “Ангара” в районе Плесецка. После одобрения и утверждения заключения рекогносцировочной комиссии в соответствующих инстанциях Совет Министров СССР своим Постановлением от 16 сентября 1963 года узаконил такое размещение и объеденил вновь создаваемый космический полигон и боевое соединение в 53-й Научно-исследовательский испытательный полигон МО СССР. К июню 1964 года были завершены организационные мероприятия по преобразованию объекта “Ангара” в ракетно-космический полигон в составе трех испытательных управлений: боевого, по испытанию космических аппаратов и ракет-носителей и измерительного. Начальником созданного ракетно-космического полигона в апреле 1964 года был назначен генерал-майор Г.Е. Алпаидзе.
Так начался второй период в истории космодрома “Плесецк”, который охватывает временной интервал с 1964 по 1982 годы. Причинами преобразования боевого ракетного соединения в испытательный полигон послужили его удачное географическое расположение и разнообразие развернутых ракетных комплексов, на базе которых либо уже были созданы транспортные космические средства (ракеты типа Р-7), либо предполагалось это сделать (ракеты типа Р-16).
В 1964—67 годах были построены монтажно-испытательные корпуса для подготовки и наземных испытаний спутников и космических ракет, стартовые комплексы для проведения пусков космических ракет лёгкого и сверхлёгкого классов, созданных из баллистических ракет средней дальности Р-12 и Р-14. К декабрю 1965 года были закончены работы по переоборудованию пусковой установки №1 для проведению пусков ракет-носителей “Восток-2” и “Восход”. 14 декабря 1965 года состоялся первый учебный пуск ракеты на вновь созданном испытательном ракетно-космическом полигоне. (До этого на объекте “Ангара” был проведен только один учебный пуск — 22 октября 1963 года была запущена ракета Р-16У).
Рождение нового космического порта планеты Земля — космодрома “Плесецк” состоялось 17 марта 1966 года, когда в 13 часов 28 минут московского времени с пусковой установки №1 стартовала ракета-носитель “Восток-2” с искусственным спутником Земли “Космос-112” на борту. Прошел год и новый космодром готовил и проводил пуски космических ракет “Восток-2”, “Восток-2М”, “Восход”, “Космос-2” и “Космос-3М” с семью типами космических аппаратов.
В связи с тем, что новый ракетно-космический полигон решал все более возрастающие задачи по подготовке и запуску спутников, для которых была необходима более мощная испытательная база, одновременно с расширением количества и типов запускаемых спутников шел процесс снятия с боевого дежурства ракетных комплексов, что постоянно находило отражение в структурных изменениях ракетно-космического полигона.
В 1974 году на решение космических задач было перепрофилировано бывшее боевое Первое управление полигона. В его состав вошли две испытательные части. Одна из них решала задачи по подготовке и запуску космических аппаратов легкого класса с помощью ракет-носителей “Космос-2” и “Космос-3М”. Другая испытательная часть была сформирована для проведения пусков космических ракет “Циклон-3”. Во Второе управление вошли три испытательные части с задачей подготовки и запуска космических аппаратов среднего класса с помощью ракет-носителей типа Р-7А (“Восток-2М”, “Восход”, “Молния-М”, “Союз-М/У”).
Восьмидесятые годы знаменуются новыми изменениями в структуре ракетно-космического полигона. Из состава Ракетных войск стратегического назначения выделяется Главное управление космических средств Министерства обороны, которому в 1982 году передаются Первое и Второе научно-испытательные управления и сформированные в структуре управления полигона отделов космической тематики. Для управления космическими частями полигона вводится должность заместителя начальника полигона — начальника космических частей.
С этого момента начинается третий этап истории космодрома “Плесецк”. Объективной причиной отделения испытаний баллистических ракет от запусков космических аппаратов явились принципиальные отличия как в конструкциях баллистических и космических ракет, так и в организации процессов подготовки и проведения пусков этих ракет.
Первым начальником космических частей космодрома “Плесецк” был назначен генерал-майор Борис Григорьевич Зудин. Новая организационная структура космических частей позволила поднять оперативность решения задач применения космических средств, но она не в полной мере учитывала рост сложности и объема решаемых задач. Поэтому в конце восьмидесятых годов произошло объединение двух “космических” управлений полигона в Центр испытаний и применения космических средств, начальником которого стал полковник Валерий Александрович Гринь.
В 1993 году проведены новые организационные изменения в структуре космических частей Центра, восстановлены Первое и Второе испытательные управления, а сам Центр преобразован в Главный центр испытаний и применения космических средств, который послужил основой для Первого космодрома России — космодрома “Плесецк”. Начальником Главного центра стал полковник Анатолий Федорович Овчинников, которому в августе 1993 года присвоено звание генерал-майор.
11 ноября 1994 года был подписан Указ Президента Российской Федерации №2077 о создании 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ (космодром “Плесецк”) в составе Военно-космических сил. Этот указ официально присвоил статус “космодром” самой оживленной космической гавани на планете, откуда более тридцати лет выводятся в околоземное космическое пространство самые разнообразные космические аппараты.
В 1997 году, с началом реформы Вооруженных Сил РФ, начался четвертый этап истории космодрома, когда произошло слияние космодрома и ракетного полигона в единый космодром “Плесецк”.
Космодром “Плесецк” является одним из ключевых элементов национальной транспортной космической системы, гарантирующий России независимый доступ в космическое пространство. В настоящее время наличие космодрома является благоприятным фактором для возрождения национальной экономики и доведения ее до уровня наступающего XXI века.
Cтатистика пусков
Тип РКН | Первый пуск | Последний пуск | Количество пусков РКН | Запущено КА | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
название | индекс | всего | успешн. | частич. усп. | аварийн. | всего | основн. | субспутн. | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего ракет космического назначения | 1500 | 1433 | 19 | 48 |
Всего баллистических ракет | 456 | 402 | 0 | 54 |
Все ракеты | 1956 | 1835 | 19 | 102 |
Схема
Космодром Плесецк (1-й Государственный испытательный космодром) расположен в густой северной тайге центральной части Архангельской области недалеко от железнодорожной станции Плесецк.
Координаты - 63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы
Площадь (без полей падения) - около 1800 кв.километров.
Численность персонала и населения г.Мирный - 40...50 тыс. человек (в зависимости от объемов выполняемых задач).
Климат - резко континентальный, неустойчивый, холодный.
Рис.1. План космодрома Плесецк.
Рис.2.Стартовый комплекс РН Космос |
Рис.3. Стартовый комплекс РН Циклон |
Основан в 1960 году как первая отечественная ракетная база МБР Р-7 и Р-7А (объект "Ангара"). При выборе местоположения в первую очередь учитывались:
- досягаемость территорий вероятных противников;
- возможность проведения и контроля испытательных пусков в район Камчатки;
- необходимость в особой скрытности и секретности.
Как космодром имеет сложное геополитическое положение.
Космическую деятельность ведет с запуска КА Космос-112; 17 марта 1966 года. Имеет стационарные технические и стартовые комплексы всех типов отечественных ракет-носителей легкого и среднего класса. Ведется строительство стартовых и технических комплексов для ракет-носителей Зенит и "Рокот". Обеспечивает основную часть космических программ, связанных с оборонными, народохозяйственными, научными и коммерческими пусками непилотируемых КА.
Рис.4. Стартовый комплекс РН Союз, Молния |
Рис.5. Стартовый комплекс РН Зенит. |
Фото проведенных пусков
Кто из нас в детстве не мечтал стать космонавтом...
© 2009-2010 Земля-Космос